Финифть – это художественная эмаль и технология миниатюрной живописи по эмали, которая позволяет создавать истинные шедевры декоративно-прикладного искусства. Также финифтью называют и сами изделия, декорированные с помощью данного метода.
Антикварные изделия из финифти изготавливались в несколько этапов. Сначала создавались пластины, которые покрывались белой стекловидной массой (эмалью). Затем выполняли роспись по эмали с последующим ювелирным обрамлением. Таким способом декорировали серебряные изделия (вазы, чайники, шкатулки, подарочные блюда, церковную утварь) и ювелирные украшения.
Старинная финифть, изготовленная русскими мастерами, широко востребована на современном антикварном рынке. Известны два крупных очага развития данного искусства в нашей стране: ростовская и вологодская (усольская) финифть.
Первые документальные свидетельства относительно ростовской финифти относятся к 1760-м годам, когда в Ростове появилась иконописная мастерская при архиерейском доме. Среди ее мастеров были и специалисты по финифти, выполняющие, преимущественно, заказы церкви.
Мастерская существовала вплоть до 1780-х годов, и во многом именно благодаря этому в Ростове возникла собственная школа финифти. К середине XIX века в городе работало уже около 50-ти мастеров, многие из которых были известны далеко за пределами России.
В числе самых знаменитых мастеров ростовской финифти Шапошников Я.И, Завьялов И., Тарасов А.Г., Сальников Н.А., Рыкунин Я.И. После революции мастерство ростовской финифти на некоторое время пришло в упадок, но технология была тщательно сохранена мастерами-энтузиастами, которые создали артель.
После Великой Отечественной артель преобразовалась в фабрику «Ростовская финифть», что знаменовало начало нового этапа в развитии этого искусства. Появились новые технологии изготовления, например, финифть стали сочетать со сканью. Лучшие изделия экспонировались на международных выставках.
Вологодская школа финифти возникла в Сольвычегодске в XVII столетии, откуда искусство пришло в Вологду. Отличием данного направления является преобладание в тематике росписи растительных мотивов с основным элементом тюльпаном. Финифть наносилась на медную основу.
В ХVIII столетии многоцветную роспись заменила монохромная финифть, а возрождение старых традиций активно началось только с 1970-х годов. В настоящее время финифть ростовских и вологодских мастеров – это ценный антиквариат. Многие произведения хранятся в крупнейших музейных собраниях в нашей стране и за рубежом.
Москва, Б.Златоустинский пер. 3/5 с.1
2 минуты от м. Лубянка, Китай-Город
Вход в калитку, 2 этаж, комната 18-А
8 (985) 632-74-30 9.00 - 21.00
Telegram @antikvarcentr
График работы:
Понедельник - пятница 11.00 - 19.00
Суббота, воскресенье 11.00 - 18.00
Праздничные дни 11.00 - 18.00