Иконы с2 p1 Страда

История русского фарфора: Императорский фарфоровый завод

Первый фарфоровый завод в России был основан В 1744 г. под Петербургом по распоряжению Елизаветы Петровны. До 1765 г. назывался Порцелиновой мануфактурой, позже переименован в Императорский фарфоровый завод (ИФЗ). Он стал третьим в Европе заводом по производству изделий из фарфора.

Первые опыты под руководством приглашенного из Германии инженера Гунгера были неудачными. И только русскому химику Д.И. Виноградову удалось создать необходимый состав для изготовления высококачественного фарфора и разработать точный технологический процесс его производства.

Исходя из особенности конструкции печи и ее небольшого размера фарфоровые изделия поначалу были маленькими. Основная продукция мануфактуры: трубки, табакерки, шахматные фигурки, изготовление подарков именитым особам и удовлетворение нужд императорского двора.

Преобладали изделия простых и мягких округлых форм, имеющих белую поверхность с красочным пятном росписи. Среди мотивов декора преобладали изображения бамбука, хризантем, пионов, сосен, фантастических птиц и драконов, свободно разбросанных по поверхности. В художественном отношении эти первые фарфоровые изделия «виноградовского периода» были близки по форме и стилистике восточному фарфору, изделиям Севрской и Мейсенской мануфактур.

Изобретение в 1757 г. большой печи позволило изготавливать сложные и крупные фарфоровые изделия. Первым изделием стал выполненный «собственный» сервиз для Елизаветы Петровны. С этого времени начали изготавливать предметы мелкой пластики – куклы, статуэтки и фигурки зверей и птиц.

В конце XVIII в. ИФЗ обладал немалыми по тем временам производственными мощностями и выпускал около 38 тыс. изделий ежегодно. По своему составу выделываемый из отечественного материала фарфор отличался от европейского, но имел больше сходства с китайским. В последней четверти XVIII в. увеличивается выпуск скульптурных изделий: портретных бюстов, фигурок из бисквита. Многие из них исполнены по оригиналам известных скульпторов того времени - итальянца А. Кановы и Ф.И. Шубина.

Конец 18 знаменуется изготовлением крупных парадных сервизов, таких как «Арабесковый» /в его состав входило 973 предмета и 9 аллегорических скульптурных групп; рассчитан на 60 персон/, «Яхтинский», «Морской», «Юсуповский», «Кабинетный» и др.

Под влиянием трехтомного сочинения И.Г. Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопримечательностей» начинается работа над скульптурной серией под названием «Народы России». С этого времени выпуск статуэток, изображавших народности России, типы сословий, жанровые сценки из русской жизни, становится для ИФЗ доброй традицией на долгие годы.

С 1809 по 1830 г. скульптурное отделение ИФЗ возглавлял адъюнкт-профессор Академии художеств С.С. Пименов, под руководством которого на заводе работало семьдесят русских живописцев-выпускников Академии художеств. Среди наиболее известных живописцев А. Канунников, В. Мещеряков и др.

С этим периодом связаны лучшие работы первой четверти XIX в. Например, знамнитый «Гурьевский» сервиз, он закончен в 1817 г., однако на протяжении нескольких лет к нему добавлялись отдельные предметы - в общей сложности, их было около тысячи. Сервиз украшен изображениями ремесленников и торговцев, народностей России, пейзажами, выполненными по гравюрам известных художников. В 1828 г. в стиле ампир на заводе был создан сервиз «Золотой», украшенный орнаментом и позолотой.

Качество фарфоровых изделий ИФЗ становится совершеннее, фарфор отличается ослепительной белизной. Совершенствуются форма, композиция и рисунок. Начиная с 1860-х гг. складывается национальная фарфоровая промышленность России, рассчитанная уже на массового покупателя. Множатся частные заводы, фарфор выпускается огромными тиражами, выходя за пределы отечественного рынка. ИФЗ теряет былую ведущую роль, производство сужается до заказов императорского двора.

Внимание мастеров концентрируется над совершенствованием техник и приемов украшения фарфора /техника потечных и кристаллических глазурей; цветные глазури «бычья кровь» и «пламенеющая лазурь» и так называемая роспись солями/.

Гордостью завода в начале XX столетия стало создание фарфоровых статуэток с единственной точкой опоры /статуэтка танцующей балерины на одном пальчике, мастер Лукин/.

За время своего существования завод сменил целый ряд клейм: инициалы мастеров, императорских инициалов, государственный герб России. После революции ИФЗ был переименован в Государственный фарфоровый завод, на изделиях стали ставить государственный герб России, заключенный в окружность из прерывистых линий, с указанием года под ним - 1917.

АНТИКВАРИАТ: ПОКУПКА - ПРОДАЖА - ОЦЕНКА - КОНСУЛЬТАЦИЯ
ОЦЕНИВАЕМ И ВЫКУПАЕМ: ОПЛАТА В ДЕНЬ ОБРАЩЕНИЯ

СХЕМА ПРОЕЗДА

КОНТАКТЫ:

Москва, Б.Златоустинский пер. 3/5 с.1
2 минуты от м. Лубянка, Китай-Город
Вход в калитку, 2 этаж, комната 18-А

8 (985) 632-74-30  9.00 - 21.00
E-mail: antikvarcentr@mail.ru
Telegram @antikvarcentr

График работы:
Понедельник - пятница 11.00 - 19.00
Суббота, воскресенье   11.00 - 18.00
Нерабочие дни: 1, 5, 7, 9 мая 2024 г.