Иконы с2 p1 Страда

Возрождение как эпоха

Возрождение – эпоха в истории европейской культуры 13-16 вв., ознаменовавшая наступление Нового времени. Этот период отмечен множеством знаменательных вех, приведшим центральную Европу к кардинальным социальным и политическим изменениям. Положено начало Великих географических открытий, изобретений европейского книгопечатания, открытиям гелиоцентрической системы в космологии и пр. Но в первую очередь эпоха Возрождения самоопределилось в сфере художественного творчества. 

После продолжительного средневекового упадка стремительный расцвет искусства возродил «античную художественную мудрость». Именно в этом смысле знаменитый итальянский живописец, архитектор и писатель, основоположник современного искусствознания Джорджо Вазари впервые употребляет слово rinascit, производное французского Renaissance. Художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны «божественной Божественного».

Подражая природе, воспроизводя ее не по-средневековому условно, а натурально, художник вступает в соревнование с Верховным Творцом. Искусство предстает в равной мере лабораторией, храмом, где пересекаются пути естественно-научного познания и богопознания. Оттачивается в своей окончательной самоценности эстетическое чувство как чувство прекрасного.

Формирование «нового человека» осознается как главная задача эпохи. Греческое «humanitas» выходит за границы прежних смыслов, открывая дорогу в самопознание и самосовершенствование. Индивидуальное, авторское творчество теперь приходит на смену средневековой анонимности. Огромное практическое значение получает теория линейной и воздушной перспективы, пропорций, проблемы анатомии и светотеневой моделировки. Центром новаций становится натуроподобная живописная картина. В религиозном искусстве она вытесняет икону, а в светском порождает самостоятельные жанры пейзажа, бытовой живописи, портрета.

Отдельным самостоятельным направлением становится искусство печатной гравюры на дереве и металле, приобретая массовый характер. Рисунок из рабочего эскиза превращается в отдельный вид творчества; индивидуальная манера мазка, штриха, а также фактура и эффект незаконченности начинают цениться как самостоятельные художественные эффекты.

Картинной, иллюзорно-трехмерной становится и монументальная живопись, получающая все большую зрительную независимость от массива стены. Все виды изобразительного искусства теперь так или иначе нарушают монолитный средневековый синтез (где главенствовала архитектура), обретая сравнительную независимость.

Возрождаются античные традиции в скульптуре: для осмотра требуются специальный обход вокруг объемных статуй, конных монументов, портретных бюстов. Складывается совершенно новый тип торжественного скульптурно-архитектурного надгробия.

В эпохе Ренессанса выделяют 3 периода. Общими периодами являются Раннее Возрождение (14-15 вв.), когда новые тенденции активно взаимодействуют и преобразуют готику; Среднее или Высокое и Позднее Возрождение, особой фазой которых стал маньеризм. Специально выделяют: вводный период, Проторенессанс, («эпоха Данте и Джотто», ок.1260-1320), частично совпадающий с периодом дученто (13 в.), а также треченто (14 в.), кватроченто (15 в.) и чинквеченто (16 в.).

Возрождение открыло миру плеяду многогранно одаренных талантливых личностей, которые стали олицетворением целых эпох национальных культур. Так, основателем Проторенессанса стал Джотто, противоположные аспекты кватроченто — конструктивную строгость и задушевный лиризм —выразили Мазаччо и Анджелико с Боттичелли.

«Титанами» Среднего или «Высокого» Возрождения по праву явились Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело — это художники — символы великого рубежа Нового времени как такового. Важнейшие этапы итальянской ренессансной архитектуры — ранний, средний и поздний — воплощены в творчестве Ф. Брунеллески, Д. Браманте и А. Палладио.

Ян Ван Эйк, И. Босх и П. Брейгель Старший олицетворяют своим творчеством ранний, средний и поздний этапы живописи нидерландского Ренессанса. А. Дюрер, Грюневальд (М. Нитхардт), Л. Кранах Старший, Х. Хольбейн Младший утвердили принципы нового изоискусства в Германии.

Источник: Museum-online

АНТИКВАРИАТ: ПОКУПКА - ПРОДАЖА - ОЦЕНКА - КОНСУЛЬТАЦИЯ
ОЦЕНИВАЕМ И ВЫКУПАЕМ: ОПЛАТА В ДЕНЬ ОБРАЩЕНИЯ

СХЕМА ПРОЕЗДА

КОНТАКТЫ:

Москва, Б.Златоустинский пер. 3/5 с.1
2 минуты от м. Лубянка, Китай-Город
Вход в калитку, 2 этаж, комната 18-А

8 (985) 632-74-30  9.00 - 21.00
E-mail: antikvarcentr@mail.ru
Telegram @antikvarcentr

График работы:
Понедельник - пятница 11.00 - 19.00
Суббота, воскресенье   11.00 - 18.00
Нерабочие дни: 1, 5, 7, 9 мая 2024 г.